Get the Flash Player to see this player.
Flash Image Rotator Module by Joomlashack.
The Flash Image Rotator module is now 1.5 Ready!
Your CMS just got even better! Upload your images and GO!
NEW transitions and stunning Ken Burns effects for your photos!
This is a FREE module only from Joomlashack!
Image 5 Title

Компания "МОЙ МАКЛЕР"
27.03.2017
Ма́лое кольцо́ Моско́вской желе́зной доро́ги Печать E-mail

Ма́лое кольцо́ Моско́вской желе́зной доро́ги (МК МЖД) (Московская окружная железная дорога (МОЖД), Малое московское кольцо (ММК)) — окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых транзитных перевозок между всеми 10 магистральными железнодорожными направлениями столицы, включая 9 направлений Московской железной дороги и 1 направление Октябрьской железной дороги. С радиальными направлениями Малое кольцо связано 22 соединительными ветвями. По состоянию на 1 января 2012 на Малом кольце — 12 действующих станций.
Протяжённость кольца — 54 км, с учётом примыкающих веток и подъездных путей — 145 км. Малое кольцо — самое удобное «плечо» для переброски поездов с одной радиальной магистрали на другую, до сих пор оно является тарифным пунктом, по которому определяется протяжённость следования (кратчайшее расстояние) перевозимых грузов.
В сентябре 2015 запланировано открытие регулярного пассажирского движения электропоездов по Малому кольцу.

Описание линии

Все перегоны двухпутные; неэлектрифицированные. Действуют 12 станций.

Станции

1. Владыкино
2. Ростокино
3. Белокаменная
4. Черкизово
5. Лефортово
6. Андроновка
7. Угрешская
8. Кожухово
9. Котлы (полустанок, не сохранился)
10. Канатчиково
11. Нескучное (полустанок, не сохранился)
12. Площадь Гагарина (законсервированная платформа)
13. Воробьёвы Горы (не действует)
14. Потылиха (полустанок) (не действует)
15. Кутузово (не действует)
16. Пресня
17. Военное поле (полустанок, не сохранился)
18. Серебряный Бор
19. Братцево (законсервирована)
20. Лихоборы

Мосты

На линии 6 мостов через реки, в том числе четыре больших моста через Москву:
1. Дорогомиловский мост
2. Новый Краснолужский (Лужнецкий) мост
3. Новоандреевский мост
4. Даниловский (Кожуховский) мост
и по одному среднему 5. через Яузу и
6. Лихоборку.

Кроме того, 32 путепровода через следующие автодороги и железные дороги
Ленинградское направление ОЖД
Дмитровское шоссе
Сельскохозяйственная улица
Улица Вильгельма Пика
Проектируемый проезд № 911
Проспект Мира
Ярославское направление МЖД
Абрамцевская просека/1-й Белокаменный проезд (Абрамцевский путепровод)
безымянный проезд у гостиничного комплекса «Измайлово» (ранее это был мост через реку Серебрянку, ныне убранную в коллектор)
Ткацкая улица
Щербаковская улица
2-й переулок Измайловского зверинца
Шоссе Энтузиастов
5-я Кабельная улица
Горьковское направление МЖД
Нижегородская улица/Рязанский проспект
Курское направление МЖД
безымянный проезд на территории ЗИЛа
Варшавское шоссе
Фрунзенская набережная/Лужнецкая набережная
Комсомольский проспект
Лужнецкий проезд
Новодевичья набережная
Третье транспортное кольцо
Киевское направление МЖД
Белорусское направление МЖД
Шмитовский проезд
Хорошёвское шоссе
безымянный проезд между улицами Зорге и Берзарина
Рижское направление МЖД
безымянный проезд между 5-м Войковским проездом и парком Покровское-Стрешнево
Автомоторная улица

Кроме того, на Малом кольце действует один туннель — под площадью Гагарина, трёхъярусный, длина его 900 метров. В границах станции Владыкино-Московское находится единственный на Малом кольце переезд соединительной ветви Владыкино — Бескудниково с Сигнальным проездом. Оборудован шлагбаумом, при нём — пост. В сутки через переезд курсирует 5 пар полносоставных поездов.

Проектирование

Решение о сооружении Московской окружной железной дороги было принято в конце 1897 по инициативе большого энтузиаста железнодорожного транспорта, министра финансов Российской Империи Сергея Витте. При проектировании Малого кольца в 1898 — 1902 было предложено 13 вариантов проектных решений. Утверждённый вариант предусматривал строительство четырёх главных путей, из которых два пути предназначались под пассажирское движение и два – под грузовое. Из-за недостатка средств в 1903-1908 (много государственных денег ушло на проигранную в 1905 войну с Японией) было построено кольцо с двумя главными путями для организации грузового движения. В 1907 по Малому кольцу был отправлен первый поезд, однако полностью правительственная комиссия дорогу не приняла по двум причинам: на станции Лихоборы не был готов поворотный круг паровозов и общежитие для кондукторов, а на станции Ростокино замечено неприлегание остряков к рамным рельсам стрелочных переводов. Вскоре недоделки были устранены, и с 20 июля 1908 открыто регулярное движение поездов.

История

Московская окружная железная дорога построена вокруг Москвы по проекту архитектора П. И. Рашевского в 1903—1908. Малое кольцо получилось не совсем круглое. На северо-западе оно оттягивается на 12 километров, а на юге проходит в пяти километрах от Кремля. Было сооружено четыре больших моста через Москву-реку — Дорогомиловский, Краснолужский, Андреевский и Даниловский, по одному среднему мосту через Яузу и Лихоборку — под руководством инженера Николая Белелюбского, построившего большие мосты Транссиба. На дороге выстроены 15 станций (все они — уникальные образцы московского модерна начала ХХ века), выполненных в едином стиле, 2 остановочных пункта и телеграфный пост. Станции спроектированы под руководством архитекторов А. Н. Померанцева и Н. В. Марковникова. Ряд станционных и жилых строений дороги сооружены по проекту архитектора И. М. Рыбина. Построены технические здания: вагонное и паровозное депо, водонапорные башни, кузницы, мастерские и др. На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания, где было проведено отопление (голландские и русские печи), электричество. Часы, закупленные у известной фирмы Павел Буре, отличались особо высокой точностью, по ним москвичи сверяли время. Единственный сохранившийся оригинальный экземпляр этих часов находится в кабинете начальника станции Пресня.

Новая железная дорога проходила лесами, болотами, пашнями, по дачной местности, на некоторых участках по землям промышленным — примыкающим к фабрикам и заводам. Дорога изначально предназначалась для грузовых перевозок и пропуска транзитных грузов. При локомотивном депо Лихоборы-Окружные ныне создан музей Окружной дороги, показывающий ее громадную роль в период Великой Отечественной войны, когда по кольцу перебрасывались на фронт из восточных регионов страны (где располагались заводы) танки, тяжелые вооружения, боеприпасы. На средства железнодорожников Малого кольца для наступающей армии был построен бронепоезд «Москва» — именно этот бронепоезд показан в кинофильме «В шесть часов вечера после войны»

Первоначально по дороге перевозились не только грузы, но и пассажиры, к услугам которых были построены станции (Владыкино, Воробьёвы Горы, Братцево, Серебряный Бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково и др.), часть из которых сохранилась по сей день. Дo 1917 МОЖД развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий, хотя пассажиров всегда не хватало. К концу 1920-х районы, по которым проходит трасса МОЖД, получили надёжное трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 пассажирское движение по кольцу было закрыто.

К 1950 обнаружился основной недостаток сооружений МОЖД: старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дешево электрифицировать трассу. Поэтому когда по городским железным дорогам пустили электрички, Малое кольцо опять обошли.
В 1959 дорога была включена в состав Московской железной дороги как Московско-Окружное отделение. В 1970-х дорога была модернизирована — построены новые подъездные пути.
Московская Окружная железная дорога является уникальной транспортной развязкой, не имеющей аналогов в практике дорожного строительства.

Актуальное состояние

По состоянию на 2012 на Малом кольце расположено 12 действующих станций, 110 искусственных сооружений, из них 74 путепровода и 6 мостов. Развёрнутая длина всего кольца 178,2 км. Межстанционные перегоны двухпутные, движение поездов организовано по двусторонней автоблокировке. Все станции Малого кольца имеют одностороннее расположение приёмо-отправочных путей на внешнюю сторону относительно главных путей и не имеют жёсткой специализации по направлениям движения. Полезная длина приёмо-отправочных путей станций Малого кольца составляет 850 метров. Подъездные пути, грузовые районы станций, маневровые вытяжки изолированы от маршрутов пропуска грузовых поездов. Всего к станциям Малого кольца примыкает 131 подъездной путь, на которых обслуживается 159 предприятий. Среднесуточные размеры движения по кольцу – 30-35 пар поездов в сутки. Среднесуточная передача поездов между кольцом и радиальными направлениями – более 70 пар поездов в сутки. В год на Малом кольце выгружается около 90 000 вагонов, доля строительного комплекса составляет две трети от общих объёмов выгрузки. Среднесуточная грузовая работа на Малом кольце – 325 вагонов, год от года имеет тенденцию к уменьшению. По решению ОАО «РЖД» с Малого кольца убраны все транзитные грузопотоки, которые выведены на Большое кольцо БМО.
Новый грандиозный этап реконструкции, целью которой станет открытие скоростного пассажирского движения по Малому кольцу, в мегаполисе начат с 2011. Пассажирское движение по первой очереди Пресня — Канатчиково Малого кольца МЖД, протяжённостью 9 км, с шестью станциями, без сооружения третьего главного пути, согласно уточнённым, обнародованным в январе 2012 данным, будет запущено в конце 2014 года, а его полная эксплуатация начнётся в 2015 году. Вторая очередь, линия Пресня—Лефортово—Канатчиково, длиной 45 км, будет включать в себя третий главный путь, 15 транспортно-пересадочных узлов, 8 станций. Ввод в эксплуатацию предполагается в конце 2015 года, однако главный инженер МЖД Сергей Вязанкин советует всем набраться терпения и не торопиться с ожиданиями: проект слишком масштабен и сложен.

Административный статус

После реформы в ОАО «РЖД» и перехода МЖД с 2010 на безотделенческую систему работы входит в Московско-Курский регион МЖД, обслуживается Московско-Окружной дистанцией пути (ПЧ-14).
К Московско-Окружной дистанции пути, помимо собственно путей Малого кольца, относятся станции Бойня, Новопролетарская, Южный порт и пути, примыкающие к ним. До ликвидации к ней также относилась станция Октябрьские казармы и прилегающая к ней ветка c ответвлением до ММЗ «Знамя Труда». Статус сохранившегося фрагмента этой ветки (от станции Пресня до тупика на 2-м Хорошёвском проезде) неизвестен.

Подвижной состав

В основном МОЖД обслуживается локомотивным депо Лихоборы-Окружные (ТЧЭ-2), к которому приписаны тепловозы 2М62, 2М62У. К структурным подразделениям депо Лихоборы-Окружные (ТЧЭ-2) также приписаны тепловозы ТГМ4, ЧМЭ2, электровозы ВЛ10, ВЛ11.
Для маневровых работ применяются тепловозы ЧМЭ3, ТЭМ18, ТЭМ18ДГ.

Проект реконструкции Малого кольца

Снижение грузовой активности на кольце при сохраняющихся высоких затратах на его содержание и эксплуатацию, при огромных площадях, которое оно занимает в центре Москвы, является одной из главных причин, побудивших власти задуматься об организации пассажирского движения по Малому кольцу. B наши дни в районах прохождения Малого кольца МЖД живут около 1,5 миллиона человек. Эти люди, а также пассажиры с других видов транспорта, могли бы постоянно пользоваться кольцевой линией городского поезда после планируемого строительства новых и реконструкции имеющихся станций Малого кольца МЖД, подходов к ним и организации удобных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на метро, наземный городской транспорт и пригородные поезда. С реконструкцией кольца за пределы города выведут пять грузовых дворов, всего в сферу благоустройства попадёт 8,5 тысячи гектаров столичной территории. Данный проект активизировался после прихода к руководству Московской железной дорогой в 2009 Владимира Молдавера. Большой вклад в популяризацию проекта внёс главный редактор газеты «Московский железнодорожник» Владимир Шелков. На страницах этой газеты ведётся регулярный раздел «МКЖД: новая эра» с последними обновлениями о ходе реализации проекта.

Организация пассажирского движения

Проект организации кольцевой линии городской электрички в составе транспортной сети Москвы разрабатывается в рамках долгосрочной программы «Город, удобный для жизни», концепции обеспечения транспортной доступности в московском регионе, развития транспортной системы столицы. 11 июня 2011 данный проект одобрен на встрече Председателя Правительства РФ Владимира Путина и главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина.

Пассажирское движение по Малому кольцу будет с самого начала осуществляться на электропоездах, сообщил в прессе начальник технологической слубы МЖД Николай Кириллов. Изготовить их предполагается на предприятиях Трансмашхолдинга. Для обеспечения 100 пар электропоездов в день с 5-минутным интервалом на Малом кольце будет задействовано 28-30 составов, вагоны обтекаемой формы с улучшенными аэродинамическими свойствами специально для мегаполиса модифицируют, оснастят кондиционерами. На первом этапе городские электрички будут состоять из шести вагонов, если пассажиропоток возрастёт — до 12. Останавливаться они станут у высоких островных платформ, адаптированных также для инвалидов и маломобильных групп граждан. Моторвагонное депо будет расположено на станции Андроновка.

В 2011—2012 годах планируется разработать проектную документацию на инфраструктуру, подготовить градостроительные обоснования, проекты планировки территорий и документацию для строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). НИИ «Мосжелдорпроект» при участии ЗАО «Интегрированные транспортные системы» уже начало выполнять проектные изыскания. Во второй половине 2012 года — планируется начать строительно-монтажные работы. К 2015 году — завершить реконструкцию и электрификацию Малого кольца, проложить третий главный путь на большей части протяжённости кольца (кроме 9-километрового участка Пресня—Канатчиково, где из-за наличия трёх сложных мостов через Москву-реку и особенностей рельефа третий главный путь прокладываться не будет)[16] и построить 12 первоочередных остановочных пунктов: Сити, Кутузово, Потылиха, Воробьёвы горы, Площадь Гагарина, Дубровка, Шоссе Энтузиастов, Черкизово, Ботанический сад, Владыкино, Войковская, Хорошево. Городское пассажирское движение будет открыто поэтапно. В 2016 году планируется построить все 30 остановочных пунктов, среди которых 19 крупных ТПУ: 12 — с пересадкой на метрополитен, 6 — на радиальные направления, и один будет обеспечивать оба вида пересадок одновременно.

В августе 2011 руководство МЖД предписало обеспечить допуск сотрудников проектных институтов Мосжелдорпроект, Мосинжтранс, Гипротранспуть, Сибгипротранс, Гипростроймост, Проекттрансстрой, Иркутскжелдорпроект к объектам на станциях и перегонах Малого кольца. Проектировщики займутся проведением инженерно-геодезических, инженерно-геологических и обследовательских работ.
19 октября 2011 мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что «реконструкция Малого кольца Московской железной дороги с организацией пассажирских перевозок приобретает реальные черты».[18] Для контроля за ходом реализации проекта образована межведомственная рабочая группа, сопредседатели её: от ОАО «РЖД» — первый вице-президент Вадим Морозов, от Правительства Москвы — вице-мэр Марат Хуснуллин.
Открытие пассажирского движения на первом участке, как в июле 2011 официально объявило Правительство Москвы, запланировано на сентябрь 2015, в День города.

В ноябре 2011 глава РЖД Владимир Якунин неожиданно объявил о том, что электрички по Малому кольцу поедут уже в 2012. По его словам, откроется движение на участке между «Москва-Сити» и четырьмя дополнительными станциями , которые будут построены. Эксперты, однако, считают, что Якунин опережает события. По состоянию на февраль 2012 работы по реконструкции участка Пресня—Канатчиково даже не начинались, а прежде, чем они начнутся, городскому стройкомплексу необходимо построить 800-метровый путепровод, соединяющий Краснопресненскую набережную с Шелепихинской. Это предварительное строительство займёт год-два. По мнению экспертов, более вероятно, что пуск первой очереди пассажирской линии состоится от станции Лефортово, где уже сооружён вокзал (в настоящее время законсервирован).

Цифры и планы

По планам НИИ «Мосжелдорпроект», в окончательном варианте на Малом кольце появятся около 30 новых остановочных пунктов, частично — на имеющихся станциях. Остановочные пункты будут располагаться через каждые полтора-два километра.

Пассажиропоток будет составлять, по расчётам, примерно 750 тысяч пассажиров в сутки, 200-250 миллионов пассажиров в год. Кольцевая линия городской электрички, образуя новый пересадочный контур, поможет существенно разгрузить перегруженные линии метро, в первую очередь, почти на треть, кольцевую линию, которая задыхается от перегрузок. Оплата проезда будет осуществляться по единым проездным на метро и по Малому кольцу.

ОАО «Московская кольцевая железная дорога»

23 июня 2011 зарегистрировано ОАО «МКЖД», совместная компания Правительства Москвы и ОАО «РЖД», с равными долями сторон в уставном капитале, всего 5 миллиардов рублей. ОАО «МКЖД» займется реконструкцией, электрификацией и запуском пассажирского движения по Малому кольцу МЖД. Общий объём инвестиций в проект оценивается от 100 до 150 миллиардов рублей. Председателем совета директоров ОАО «МКЖД» избран заместитель начальника департамента имущества города Москвы Константин Песоцкий. Генеральным директором назначен бывший генеральный директор Трансмашхолдинга Михаил Хромов.
От правительства Москвы деятельность ОАО «МКЖД» курирует вице-мэр Марат Хуснуллин. Строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) курирует вице-мэр Николай Лямов.

Критика

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин называет идею пассажирского движения по Малому кольцу «симпатичной», но весьма скептически относится к возможности её реализовать. По мнению эксперта, это очень дорогой и сложный проект. В РЖД стоимость проекта без учета благоустройства территорий оценивают более чем в 100 миллиардов рублей. Дешевле будет развивать в столице скоростной трамвай, считает Блинкин. Эксперт также сомневается в том, что участки Малого кольца, проходящие по промзонам, будут востребованы пассажирами. «Замкнуть кольцо в ближайшие годы, я думаю, — пустые разговоры», — заключил специалист.
Ряд экспертов полагают, что в условиях объявленного властями в июле 2011 расширения границ города, смещения его «центра тяжести» и транспортных векторов на юг, пассажирское Малое кольцо с колоссальными затратами на его реконструкцию в ходе дальнейшей эксплуатации не окупит себя и окажется убыточным, подобно действующей с 2008 в столице Московской монорельсовой транспортной системе.

Перечень проектируемых станций Малого кольца МЖД

Вблизи станций Московского метрополитена должны располагаться 12 станций кольцевой линии городских поездов: Черкизовская, Кутузовская, Войковская, Ленинский проспект, Владыкино — полный перечень см. выше.

Проектом также предусмотрено строительство новых станций; их будет около 30 (по др. данным — 32), (так, при строительстве третьего транспортного кольца уже была построена станция Площадь Гагарина), часть из которых будет пересадочными узлами на станции метро, наземного городского общественного транспорта и станции железной дороги (перечисление «по часовой стрелке»):
Москва-Сити метро Международная Филёвской линии, ж. д. Тестовская Белорусского направления, троллейбусы 18, 54.
Пресня.
Хорошёво метро Полежаевская Таганско-Краснопресненской линии, троллейбусы 20, 21, 35, 43, 65, 86.
Новопесчаная троллейбусы 19, 59, 61.
Волоколамская трамваи 6, 15, 23, 28, 30, троллейбусы 12, 70.
Братцево метро Войковская Замоскворецкой линии, ж. д. Ленинградская Рижского направления, трамваи 6, 15, 23, 27, 30, троллейбусы 6, 43, 57.
Коптево трамвай 23.
Головино ж. д. НАТИ Ленинградского направления, троллейбус 57.
Николаевская перспективная станция метро Окружная Люблинско-Дмитровской линии, ж. д. Окружная Савёловского направления, троллейбусы 36, 47, 56, 78.
Владыкино метро Владыкино Серпуховско-Тимирязевской линии, троллейбусы 36, 73.
Ростокино метро Ботанический сад Калужско-Рижской линии.
Ярославская ж. д. Северянин Ярославского направления, трамвай 17, троллейбусы 14, 76.
Белокаменная.
Богородское трамваи 2, 4, 7, 11, 13, 36, 46.
Черкизово метро Черкизовская Сокольнической линии, троллейбусы 32, 41.
Измайлово метро Партизанская Арбатско-Покровской линии, трамваи 11, 32, 34, троллейбусы 22, 87.
Соколиная гора.
Владимирская метро шоссе Энтузиастов Калининской линии, трамваи 8, 24, 34, 36, 37, троллейбусы 30, 53, 68.
Андроновка ж. д. Фрезер Казанско-Рязанского направления.
Новорязанская ж. д. Карачарово Горьковского направления, троллейбусы 16, 26, 63.
Хохловская ж. д. Калитники Курского направления.
Остапово метро Волгоградский проспект Таганско-Краснопресненской линии, троллейбус 27.
Угрешская метро Дубровка Люблинской линии, трамваи 12, 20, 43, троллейбусы 38, 50, 75.
Кожухово метро Автозаводская Замоскворецкой линии, троллейбусы 26, 40, 46, 67.
Новоданиловская метро Нагатинская Серпуховско-Тимирязевской линии, ж. д. Нижние Котлы Павелецкого направления, трамваи 3, 16, 35, 47, троллейбусы 1, 8, 40, 46, 71.
Канатчиково трамваи 26, 38.
Площадь Гагарина метро Ленинский проспект Калужско-Рижской линии, трамваи 14, 39, троллейбусы 4, 7, 33, 62, 84.
Хамовники метро Спортивная Сокольнической линии, троллейбусы 5, 15, 31, 79.
Потылиха троллейбусы 7, 17, 34.
Дорогомилово метро Кутузовская Филёвской линии, ж. д. Поклонная гора, троллейбусы 2, 7, 39, 44.

Проблемой остается электрификация МКМЖД.

После открытия пассажирского движения грузовые перевозки, согласно первоначальным планам, планировалось перевести на ночной график работы. Но, учитывая возможности сортировочных станций московского узла и грузопоток, это возможно только при выводе транзитных грузов за пределы Малого кольца. Для сохранения грузового движения новый проект реконструкции Малого кольца предусматривает сооружение третьего главного пути на 45-километровом участке Пресня—Лефортово—Канатчиково, а также намечено усиление Большого кольца МЖД.

В городском бюджете на 2011 на проектирование реконструкции Малого кольца Московской железной дороги выделено около 2,5 млрд рублей. Ещё 2,5 млрд рублей на эти цели выделило ОАО «РЖД». Эти средства являются вкладами сторон в уставной капитал ОАО «МКЖД».

В 2012 на реализацию проекта консолидированно выделено из бюджетов 7 млрд.руб.